Cтатус | Действует | |
Входящий номер: | 14 | |
Номер свидетельства: | 2017005.ТРЗ | |
Дата регистрации охранного документа: | 17.10.2017 | |
Дата окончания охранного документа: | 31.03.2027 | |
Дата подачи заявки: | 31.03.2017 | |
Заявитель: | г. Бишкек, Общественный фонд ассоциация юридических лиц «Кыргызстан кол өнөрчүлөр кеӊеши» г. Бишкек, Общественный фонд ассоциация ю | |
Владелец: | г. Бишкек, Общественный фонд ассоциация юридических лиц «Кыргызстан кол өнөрчүлөр кеӊеши» | |
Название традиционного знания: | на русском | Изготовлегние Кыргызского традиционного жилище-юрты и его убранства |
кыргызча | Кыргыздын салтту боз үйүн жана анын жасалгаларын жасоо | |
english | ||
Место происхождения: | ||
Описание на русском: | Юрта - это не только удобное жилище для чабана. Это и знак истории народа, и реликвия семьи, и образ детства для каждого киргиза, даже для горожанина, потому что у каждого горожанина-киргиза есть корни в горах, и, значит, в его жизни юрта была обязательно, как будет она и в жизни его детей. Белая юрта - это прошедший сквозь века символ мечты о счастье, об исполнении желаний. В былые времена "Ак уй" и "Ордо уй" были ханской ставкой, дворцами и палатами кочевой знати, на которые беднота могла смотреть лишь сквозь дыры в кошме своих продымленных алачиков - черных юрт. Белая юрта - это и есть настоящий дом киргизов, это дом, в котором живет киргизский узор. Чабан и табунщик всегда ставят свою юрту на взгорьях, откуда удобнее смотреть за скотом и видеть весь мир: небо, звезды, облака. И юрты на джайлоо всегда кажутся естественным продолжением гор, белым, как вершины, куполом холмов и увалов. И потому в горном пейзаже без юрты всегда не достает самого, пожалуй, главного, а юрта на выставочной площадке кажется вовсе не той юртой, какой бывает она среди простора и воздуха родных гор. Опытный мастер делает остов юрты за двадцать пять дней. Служит же юрта двадцать пять лет. И такое долголетие для ежегодно находящегося в перекочевках жилища - с летних пастбищ на зимние и с зимних на летние - объясняется высоким уровнем конструктивно-архитектурных решений. Ставить юрту начинают с дверной рамы - босого. Затем по кругу растягивается ажурная стена - кереге, состоящая из отдельных звеньев - канатов. Каждый канат сделан из особым образом выгнутых и соединенных сыромятными ремешками палок, образующих при растяжке решетку с ромбовидным просве-том - кереге коз. И это тоже узор, перекликающийся с орнаментальным рисунком ставящейся за кереге цветной циновки. Затем крепятся жерди купола и только здесь нужны мужские руки поднять венчающий юрту обод тюндук. Все слилось в этом гнутом из березы ободе: и замок купола, и дымоход, и световое окно, и обращенный к солнцу знак солнца, его орнаментальный мотив. Организующим и логическим центром юрты, всего ее жизненного уклада является коломто - место очага, расположенного под тюндуком. За очагом, у задней стенки, прямо напротив входа, расположен джук: здесь на сундуки и подставки выкладывались ковры и одеяла, войлочные тюки с одеждой и подушки - все, что олицетворяло достаток семьи. Место перед джуком называется тёр и считается самым почетным. Оно отводится людям старшего возрас-та, почетным гостям. Справа от тёра расположена женская половина юрты - эпчи жак; слева мужская - эр жак. Здесь, на кереге, висят сбруя, все вещи и предметы, необходимые для занятий мужчины - скотоводством, охотой, ремеслом. Вход в юрту закрывается или двухстворчатыми дверьми, или войлочным пологом. У белой юрты он тоже был белым, украшался аппликацией из более тонкого войлока синего или красного цвета и обшивался цветным шнуром. И хотя признаком достатка стала со временем двухстворчатая дверь, навесной войлок - эшик тыш ничуть не уступает своей красочностью самой выразительной резьбе по дереву, а в изготовлении он, пожалуй, даже сложнее. Войлок приходится снабжать крепким подкладом, нашивать на такую же по форме цветную циновку. Сакральные символы, яркие, мажорные цвета эшик тыш были и своеобразным приглашением, и наилучшими пожеланиями - как гостю так и хозяевам. | |
Описание на кыргызском: | Боз-үй - кыргыз элинин байыртан урунун келе жаткан турак жайы. Боз үй негизинен боз үйдүн жасалышы, боз үйдүн тигилиши, боз үйдүн ичи, боз үйдүн жасалгалары, боз үйдүн чечилиши, боз үйдү сактодон турат. Жыгачына-түндүк, уук,кереге, босого таяк, каалга жана бакан; өрө кийизге (тутууга) - узук, туурдук, түндүк жабуу, эшик: боо-чууга түндүк жабуу боосу, жел боо, канат боо, үзүк боо, туурдук боо, кырчоо, эшик боо, уук тизгич жана кереге чалгыч ж.б. ; чийге канат чий, чыгдан, эшик, чыны кап ж.б.кирет. | |
Описание на английском: | ||
Область применения: |